Категории:
Историческая архитектура г. Сретенск

ИСТОРИЧЕСКАЯ АРХИТЕКТУРА г. СРЕТЕНСК. Основу ист. центра Сретенска составляют памятники деревянной арх. кон. 19 – нач. 20 в. Большинство из них отнесено к объектам культурного наследия. В 1992 специалистами Иркутского политехнического ин-та проведено обследование города и составлен аннотированный каталог объектов, представляющих арх. и градостроительную ценность. Это здания и сооружения, относящиеся к основным типам деревянных жилых построек, – 4-стенки, 5-стенки, дома с мезонином, общественные, торговые, складские и хоз. постройки. В таких деревянных зданиях основу конструкции дома составляет сруб, собранный из горизонтально уложенных бревен-венцов. При постройке домов в 19 в. использовали венцы диаметром до 40 см, в кон. 19 – нач. 20 в. – до 20 см. По углам венцы связаны врубками с небольшими выпусками – «в обло» (с остатком) и без выпусков – «в лапу», широко распространенными в нар. зодчестве. Соединение «в обло» красиво по форме, четко фиксирует угол сооружения светотенью, прочно в конструктивном отношении. Такая врубка использована в постройках по ул. Балябина, 22; Журавлева, 133, 195; Партизанской, 77; Луначарского, 135, 182, 185, 217; Набережной, 43, 64. Врубка стен «в лапу» экономичнее по расходу материала, но менее выразительна по характеру бревенчатой конструкции. По своему образу такой прием приближает сруб здания к каменному гор. дому. В Сретенске этот вид врубки используется в зданиях по ул. Балябина, 3, 24; Журавлева, 151; Луначарского, 213, 215; Набережной, 1, 54, 57, 67, 93; Партизанской, 39, 40; Якимова, 7, 9.

Срубы возведенных деревянных зданий чаще всего остаются открытыми. Прекрасно обработанные бревна, плотно подогнанные в срубную конструкцию стены, имеют свойственную древесине хорошо выраженную пластику и красивый бархатисто-коричневый цвет. При хорошем качестве древесины и правильной технике возведения дома отлично проветриваются и просушиваются в теплое время года. Для утепления или в подражание каменным постройкам иногда срубы обшивались узкой калеванной доской, к-рая располагалась вертикально, горизонтально или «в елочку». Облицованные таким образом стены не кажутся такими монументальными, как бревенчатые, в сочетании с декоративными элементами представляют художественную ценность. Стены зданий, обшитые горизонтальной доской, имитируют рустовку, обшивка «в елочку» на лопатках создает дополнительную игру света и тени, на гладкой плоскости обшивки парадного входа резные кронштейны навеса смотрятся наиболее выразительно (ул. Луначарского, 161, 209; Набережная, 13, 47; Партизанская, 77).

Большую роль в арх. композиции и элементах декора деревянного здания играют форма и конструкция крыши. Двускатную крышу на «самцовых» бревнах – наиболее древний тип крыши в рус. деревянном зодчестве и достаточно редкий в настоящее время – в городе имело здание по ул. Чернышевского, 85 (утрачено). Здания с 2-скатной кровлей со стропильными конструкциями, принадлежащие к поздним постройкам, сохранились. Они смотрят в сторону улицы своими фронтонами, и практически во всех случаях их треугольная форма играет роль в формировании образа застройки улицы. Это относится как к 2-этажным (ул. Луначарского, 213, 217), так и 1-этажным (ул. Луначарского, 161, 182; Набережная, 41, 47) зданиям. Треугольный фронтон жилого дома на ул. Луначарского, 275, поставленного на высоком подклете, несмотря на его расположение с отступом от линии застройки, является определенным визуальным ориентиром. Некоторые дома своей длинной стороной ставились вдоль улицы (ул. Журавлева, 17, 195; Луначарского, 108, 138).

Многочисленными являются здания с вальмовой (4-скатной) крышей, покрытой листами гладкого окрашенного металла с фальцевым соединением (ул. Журавлева, 133, 151; Луначарского, 135, 178, 207, 209, 236; Набережная, 10, 13, 24, 54, 57; Партизанская, 39, 63, 71, 77; Якимова, 7, 9). При оформлении крыши только в одном здании города, по ул. Набережной, 1, использованы такие элементы, как высокий пирамидальный купол и покрытие в виде 4-скатных шатров. Это 2-этажное здание, расположенное в некотором отдалении от 1-этажной застройки, благодаря своим крупным габаритам и завершениям крыши имеет своеобразный силуэт, хорошо заметный в речной панораме города. Большинство сохранившихся дореволюционных строений Сретенска – это 1— этажные деревянные жилые здания. Они имеют несложное объемно-планировочное решение, составляют застройку поселения и формируют ист. среду. Сохранились в центр. части города и 2-этажные дома, в к-рых наиболее пышно оформлен 2— й этаж, 1-й украшает лишь крыльцо (ул. Луначарского, 213, 217; Набережная, 1, 24; Партизанская, 71).

Дома сельского типа были своего рода переходом от деревенского дома к гор. Входы в таких зданиях находятся во дворах. В гор. жилых постройках уже устраивается парадный вход с улицы (ул. Набережная, 38, 41; Партизанская, 71). Он ведет в пристроенную к дому веранду, из к-рой можно пройти в дом. Веранды бывают застекленные или открытые (ул. Луначарского, 213; Набережная, 7, 12б; Партизанская, 71). Для устройства покрытия веранды устанавливаются столбики с кронштейнами в верхней части, выполненными в технике пропильной резьбы. Своеобразная резьба завершений столбиков, фронтона с солярным знаком и диагональная расстекловка веранды здания по ул. Партизанской, 71, не имеют аналогов на тер. города.

Украшения домов представлены разнообразными формами фризов, карнизов, парадных входов и наличников окон. Использовались различные виды резьбы (объемная, объемно-рельефная, пропильная и накладная), а также их комбинации. Своеобразными «кулисами», выполненными объемно-рельефной резьбой, украшены наличники зданий по ул. Журавлева, 38; Луначарского, 71, 130, 138; Набережной, 24. Имеются в Сретенске и элементы украшения домов, выполненные в технике объемной резьбы на токарном станке: резные вазоны различных форм в центре разорванного треугольного фронтона (ул. Журавлева, 151; Луначарского, 178, 213; Партизанская, 39, 71); полуколонки с гладким стволом и пирамидальной капителью и с основанием в виде резной плетенки на стойках (ул. Луначарского, 213; Партизанская, 71); полубалясинки на гладком поле лобани (ул. Партизанская, 77) и оформление дверных полотен (ул. Партизанская, 71). Такие детали создают объемный характер и обогащают силуэт декора. Но особенно богат Сретенск образцами, выполненными в технике пропильной резьбы. Как наименее трудоемкую, пропильную резьбу широко использовали в украшении домов. Сквозной рисунок выполнялся в тонких досках, к-рые укладывали друг за другом, образуя своеобразную бахрому фриза или подзора. В такой резьбе главным является игра света и тени. В украшении домов использовалась и накладная резьба – элементы пропильного орнамента накладывались на ровный фон украшаемого изделия.

В украшении карнизов домов применялись техники пропильной и накладной резьбы, карнизы часто делали 3-ступенчатыми, что позволяло придавать им большую декоративность (ул. Журавлева, 15, 133; Луначарского, 178; Набережная, 38, 67; Партизанская, 40, 63, 71). В линиях карниза можно увидеть варианты стилизованных цветков, листьев и геометрических фигур. Далее карниз дополнялся орнаментированным фризом, к-рый представляет собой ленту из вертикально поставленных дощечек на венцах в верхней части сруба (ул. Луначарского, 161, 178, 184, 215; Набережная, 38; Партизанская, 40, 63, 77). Он опоясывает здание по периметру либо располагается только на гл. фасаде. Подпирается карниз прорезными декоративными кронштейнами, расположенными по фризу. Между ними размещается накладная орнаментальная прорезь в виде солярного знака (ул. Луначарского, 178).

Сретенские дома имеют различные типы окон и варианты их компоновки на фасаде. В наиболее старых домах по фасаду размещены окна небольшого размера с мелкой расстекловкой. Окна в гор. постройках, по сравнению с сельскими, больше по размеру и разнообразнее по форме: прямоугольные и лучковые с небольшим подъемом верхней части. И если прямоугольный проем – неотъемлемая часть конструкции бревенчатых стен, то лучковый, вероятно, повторяет форму дугообразных каменных перемычек, перекрывающих проем окна. Лучковый проем более сложен в конструктивном отношении, окно кажется более высоким и узким, а наличник – изящным (ул. Балябина, 3; Журавлева, 15, 42, 120, 133).

Деревянные дома Сретенска имеют одиночные, сдвоенные и строенные окна. Равномерно поставленные по фасаду, как гл., так и боковым, они дополняют ритм венцов-бревен, создают ощущение высоты здания. Особый интерес представляют двойные окна, характерные для рус. нар. арх. Размещенные среди одинарных, они придают особую живописность фасаду, являясь в то же время композиционной осью дома (ул. Журавлева, 38; Набережная, 64). Изредка используется тройное окно, когда ср., более широкое, дополняется двумя узкими боковыми, к-рые могут быть одной высоты с ним либо ниже (ул. Балябина, 3; Луначарского, 213; Партизанская, 77).

Первоначально элементом декоративного украшения дома являлся оконный наличник. Он прикрывал осадочный шов между бревнами сруба и оконной коробкой. Со временем утилитарный предмет стал объектом весьма богатого декора. Больше всего украшали резьбой надоконную часть наличников, называемую лобанью. Боковые части обрамления окон (стойки) оформляли накладными резными элементами и токарными фигурами в виде полуколонок. Подоконная доска, называемая фартуком, украшалась немного скромнее. Резьба наличников по своей технике и пластическому многообразию сложнее и богаче резьбы фризов и карнизов зданий. Здесь сретенские мастера использовали все виды резьбы, а также всевозможные их сочетания. Резной узор, заполняя всю площадь наличника, может выйти за пределы фона на торцы оконных обрамлений. Наличники очень разнообразны как по своему общему виду, так и по отдельным деталям. В наиболее старой постройке города по ул. Журавлева, 149, относящейся к 1-й пол. 19 в., небольшое окно с рамочными переплетами в виде 8 мелких квадратов оформлено скромной гладкой прямоугольной лобанью, набитой прямо на верхнюю притолоку и увенчанной профилированным карнизом. Позднее силуэтные формы лобаней становятся весьма разнообразными: лучковые 2— и 3-ярусные с наложенными друг на друга резными полосами, в виде треугольного фронтона, барочные криволинейные с волютами.

В орнаменте лобовой доски широко использовались геометрические и растительные мотивы. Иногда глухая лобань заменялась сквозной пропиловкой с богатым орнаментом, к-рому в композиции отводилась гл. роль. Вазоны и кронштейны на флангах создают светотеневое богатство. Как правило, лобани завершены профилированным карнизом, содержащим в своем силуэте четвертные валики, выкружки с полочками или каблучки. Достаточно много в Сретенске примеров наличников, лобань к-рых выполнена тонкими накладными рейками и обрамлена мелкими резными полосами (ул. Балябина, 3; Журавлева, 42, 120, 195; Луначарского, 159, 182, 209, 219, 234, 236; Набережная, 38; Партизанская, 63).

Наиболее примечательными и богатыми в декоративном отношении являются здания по ул. Луначарского, 178, 184, 213, 215; Партизанской, 71, 77. В крупном 2-этажном здании (ул. Партизанская, 77) разместился военкомат. Мощный венчающий карниз со строгой геометрией элементов в виде незатейливого полукруга и крохотных треугольников с ювелирными пропилами сменяется сложным многочастным фризом, состоящим из 4 полос разного рисунка. Бегущая волна объединяет ряды спиралей и ромбов, в том же направлении устремляются пикообразные элементы. Завершается все это вертикальными плахами сложного рисунка. К этому добавлены музыкальные лиры наличников на сложной 3-ярусной лобани в виде высокого фронтона, точеные резные элементы в форме балясин и косичек. Здесь же видны имитации ионических капителей, а вся композиция завершается точеным кувшином.

В доме по ул. Луначарского, 178, размещается детский сад. Одноэтажное прямоугольное в плане здание гл. протяженным фасадом расположено вдоль улицы. Классический треугольный фронтон наличника с круглым точеным резным элементом в центре соседствует со сложным пропильным рисунком на поле лобани. Нить ни разу не прерывается, плавно обходя и образуя то завитки волют, то музыкальную лиру. Основным мотивом резных полос фриза и карниза выбран пикообразный элемент, к-рый используется многократно – только во фризовой полосе их насчитывается 6 видов. Одни пики смотрят вверх, др. – вниз, образуя сплошной ряд и чередуясь, большие элементы поддерживают маленькие, а замкнувшись плавными линиями, образуют единый рисунок.

В здании по ул. Луначарского, 184, геометрию фасада создает мерный ритм стройных высоких прямоугольных окон с лобанями в виде треугольного фронтона с плечиками. Это основа композиции фасада. Поле лобани заполнено ажурной тончайшей резьбой, похожей на вырастающий и распускающийся в центре чудесный цветок. Он окружен замысловатыми ветвями, плавные линии к-рых, прихотливо изгибаясь, образуют тугой завиток. Эти линии перетекают одна в другую, из них вырастают новые. На гладкой плоскости фриза располагаются накладные резные элементы в форме круга. Кронштейны как конструктивные элементы несут вынос кровли и воспринимаются как декоративная художественная часть фасада. Завершает композицию резная полоса венчающего карниза.

Здание по ул. Луначарского, 215, представляет собой небольшой прямоугольный дом, расположенный торцом к улице. Три окна с лучковыми проемами смотрят в сторону реки. Открытый бревенчатый сруб украшен наличниками и роскошным фризом. Накладной рисунок лобани поддерживает легкое, почти невесомое, очелье, сотканное из цветочных мотивов, создающих впечатление пышности, узорчатости, легкости. Вся верхняя часть дома – это сплошной ажур тонких полупрозрачных нитей, создающих узор, образующийся из искусно используемого многократного повторения одинаковых элементов.

Сретенские дома, построенные из дерева, поражают разнообразием форм, сплетением арх. стилей и высоким мастерством отделки. Их художественная выразительность создается рубкой стен, красивой кровлей, умелым расположением и формой окон, наличием парадных входов и веранд. Различная по технике и художественным мотивам резьба дополняет сооружения, служит их украшением, при этом фасад приобретает необычайно богатый декоративный характер. В Сретенске еще много сохранившихся деревянных домов. К сожалению, некоторые дома утрачены.

Оставаясь в большинстве своем деревянным, Сретенск вписал свою страницу в историю Заб. памятниками каменного зодчества. Самым старинным каменным сооружением современного города является единственная церковь во имя Св. Георгия Победоносца, возведенная на кладбище в 1890.

В нач. 20 в. были построены основные каменные сооружения Сретенска, появились большие красивые здания, к-рые стали активными компонентами архитектурно-художественной выразительности города, его доминантами. Их градостроительное значение было особенно заметно на фоне окружающей низкой деревянной застройки.

Река была основой развития и процветания Сретенска. Этот факт был учтен как в планировочной структуре поселения, так и в его арх. оформлении. Речному фасаду было уделено особое внимание, многие здания можно видеть даже с противоположного берега. Главные продольные улицы идут параллельно руслу реки (см. Комплекс застройки ул. Луначарского г. Сретенск, Комплекс застройки ул. Набережной г. Сретенск). Большинство различных складских и хоз. построек, необходимых для ведения торговли, также возводились купцами недалеко от реки, там же строились жилые дома и флигели, формирующие усадебную застройку (ул. Набережная, 21, 21а, 21б, 21в, 29, 30, 37а, 41а, 42, 44, 49, 49а; Советская, 2). Центр. площадь города также ориентирована на реку. Ее образ формируют крупные здания, возведенные в нач. 20 в. (ул. Кочеткова, 4, 6, 8; Луначарского, 197; Энергетиков, 6). Первоначально в центре размещался собор Сретения Господня (утрачен), являвшийся градостроительной доминантой и композиционным центром площади, гл. визуальным ориентиром в речной панораме города. Здания отличают высокое качество строительных работ и разнообразные арх. формы, хорошая профилировка арх. деталей – сандриков оконных или дверных проемов, карнизов, фризов. Обработка стен выразительна и пластична, поэтому даже скромные по размерам здания выглядят довольно монументально.

Главные 1— и 2-этажные строения располагаются вдоль ист. линий застройки – как в ср. части квартала (ул. Луначарского, 197; Кочеткова, 4; Энергетиков, 6; Набережная, 21, 42, 44), так и на пересечении улиц (ул. Кочеткова, 6, 8; Набережная, 29, 30; Советская, 2), хоз. постройки находятся внутри усадеб. В декоративном оформлении фасадов зданий использованы традиционные элементы: профилированные межэтажные и подоконные пояса, венчающий карниз ступенчатого профиля, гладкие и рустованные стены и лопатки, ризалиты в ср. части фасадов и по углам. Эти элементы дополняются различными композициями одиночных и парных прямоугольных, лучковых и арочных оконных проемов, обрамленных сандриками, завершениями в виде щипцовых и прямоугольных фронтонов, скошенными углами, парапетными столбиками и стенками. Это позволяет решать более сложные задачи: выделить 1-й этаж, подчеркнуть значимость ризалитов и парадных входов, сформировать характерный силуэт (ул. Набережная, 21, 29, 30). Ясные арх. композиции и формы, практическая и функциональная оправданность всех деталей и приемов, преобладание характерных для эклектики элементов классицизма в визуальном восприятии создают ощущение привычности и устойчивости (ул. Луначарского, 197; Набережная, 42; Советская, 2; Энергетиков, 6).

В оформлении 2-этажного кирпичного здания с пристроенным 1-этажным объемом дома-магазина Мошковича (ул. Набережная, 21) – основного элемента сохранившейся усадьбы нач. 20 в. – выделен гл. сев.-зап. фасад. Мерный ряд оконных проемов с рамочными наличниками, рустованная поверхность стен 1-го этажа, каннелированные пилястры на 2-м этаже, многообломный венчающий карниз с сухариками придают зданию строгую торжественность, присущую композициям классицизма.

Заказчиком стр-ва здания по ул. Набережной, 30, в Сретенске был известный рос. купец А. Ф. Второв. Визуальный ориентир строения – парапетная стенка над скошенным углом с треугольным завершением и четвертными выкружками на верхних углах. Ранее утраченная, она была восстановлена благодаря архивным фотографиям. Фасады украшены элементами ступенчатого венчающего карниза, фриза с полосой поребрика, ступенчатыми кронштейнами 1-этажного объема и сухариками – 2-этажного. Междуэтажный пояс 2-этажного объема раскрепован угловыми лопатками, а подоконный пояс 1-этажного объема объединяет крупные витринные оконные проемы. Арх. облик здания напоминает торговые лавки А. С. Красикова в Чите (ул. Амурская, 52).

При оформлении фасадов сретенские мастера использовали уникальные элементы, не имеющие аналогов в Заб. Так, при оформлении гл. дома усадьбы И. Е. Шустова (ул. Кочеткова, 4) в уровне 2-го этажа выполнены аркатурный пояс, поддерживаемый ступенчатыми кронштейнами, и кирпичная диагональная решетка в завершении, а также круглые дорические полуколонны из лекального кирпича (см. Шустова И. Е. дом). Основание полуколонны имеет вид ниши крестообразного очертания. В здании Банка взаимного кредита (ул. Кочеткова, 6) деревянные оштукатуренные стены 3-го этажа выполнены под уклоном по типу мансарды (см. Банка взаимного кредита здание). Рамочные наличники прямоугольных проемов имеют фигурные выступы стоек в нижней части, а козырьки над проемами поддерживаются деревянными фигурными пропильными кронштейнами. Для закрывания прямоугольных широких и узких оконных проемов в уровне 1-го этажа здания дома Эдельштейна (ул. Кочеткова, 8) использованы складные ставни (см. Эдельштейна дом). Несомненно, запоминающимся арх. акцентом в застройке ул. Набережной является здание торгового дома Андоверова (№ 44) – самого крупного торгового дома в городе (см. Андоверова торговый дом). Сложное парапетное ограждение его дополнено металлической решеткой с оригинальным анималистическим рисунком.

В некотором отдалении от центр. площади расположены еще 2 интересных с точки зрения арх. здания. Дом И. Е. Шустова по ул. Луначарского, 202, – арх. и высотная доминанта, одно из наиболее крупных зданий города со сложным П-образным планом. В оформлении гл. симметричного фасада с парадным входом и балконом по оси применены традиционные декоративные элементы, характерные для города: профилированный карниз с кронштейнами, вертикальные и горизонтальные элементы членения фасадов, руст, прямоугольные и арочные сандрики. Парадный вход расположен по оси гл. фасада и оформлен навесом с лучковым завершением, прямоугольным ступенчатым сандриком и замковым элементом с декоративным бриллиантовым рустом. В ср. части гл. фасада парные арочные оконные проемы дополнены замковым элементом и гирьками в уровне пяты арок. Здание по ул. Партизанской, 73, является самым нехарактерным для Сретенска. В этой эклектичной постройке отразились черты различных эпох. Парадный вход в центре гл. фасада акцентирован фронтончиком на консолях со стилизованными подвесками. Массивная аттиковая стенка напоминает по рисунку сандрик наличников деревянных домов. Здание похоже на древнерусский терем. Складские и хоз. постройки, более простые по формам и лаконичные по декору, обладают характерными силуэтными характеристиками благодаря крупным 2-скатным кровлям и парапетным завершениям. Здания по ул. Набережной, 21а, 21б, – дворовые флигели крупной купеческой усадьбы Мошковича – включают выразительные брандмауэры и зубчатые карнизы. В небольшом каменном флигеле в глубине усадьбы по ул. Набережной, 37а, основным мотивом в декоративном убранстве является развитый в ширину карниз с поребриком и сухариками, а его гл. фасад акцентирован аттиковой стенкой. Здание по ул. Энергетиков, 6, – образец эклектичной постройки, в арх. к-рой ощущается влияние классицизма. Слегка выступающие ризалиты в 3 окна фланкируют центр. чуть более высокую входную часть, имеющую во 2-м этаже отличную от ризалитов обработку фасадов.

Арх. скромного 1-этажного каменного дома по ул. Советской, 2 (доходный дом Андоверова), перекликается с арх. дома Андоверова, составляет с ним единый комплекс. Входы с гл. фасада дают основание предположить первоначально торговое назначение здания. Хороший образец каменной арх. периода эклектики – дом Мошковича (ул. Набережная, 42). В его декоративном убранстве прослеживается характерное для того времени стремление использовать элементы классицизма в сочетании с мотивами модерна. Здание по ул. Набережной, 44, просматривается на значительном расстоянии вдоль по улице, с русла р. Шилка и противоположного берега. Главный сев.-зап. фасад фиксирует ист. линию застройки ул. Набережной и ориентирован на р. Шилка. Г-образный план составлен основным объемом, расположенным вдоль улицы, и дворовым крылом, перекрытым без промежуточных опор. Ценность объекта повышает сохранившаяся уникальная изящная лепнина и сейф «Карл Окснер и Г. Саллинг», изготовленный представителями торгового дома «Бр. А. и Л. Шульман». В декоративном оформлении фасадов использованы традиционные элементы: венчающий многоступенчатый карниз, рельефная кладка лопаток, междуэтажный пояс, ниши, рельефное обрамление проемов. Силуэтную выразительность здания формируют парапетное ограждение, фронтоны различных очертаний, кованые решетки. Все это создает неповторимый арх. облик объекта.

На ул. Набережной расположены еще 3 ист. здания. Каменный склад (№ 49а) – образец типичного строения, размещенного в глубине крупных купеческих усадеб. Внутриусадебная хоз. постройка усадьбы Андоверова (№ 49) представляет собой небольшой каменный амбар, дополненный с продольной стороны более низким объемом погреба под 1-скатной кровлей. Его декоративное оформление типично для строений подобного типа (брандмауэры, карниз с сухариками). Флигель с погребом в усадьбе Мошковича (№ 41) – интересный пример каменного строения. Выразительность его облика достигается за счет сочетания аскетичного вытянутого прямоугольного объема под 2-скатной кровлей с более низким объемом погреба под пластичной лучковой кровлей. Постройка является частью комплекса купеческой усадьбы.

Двухэтажное кирпичное здание по ул. Ко-четкова, 4, со скошенным сев. углом и 2 примыкающими объемами, является образцом модификации деревянного здания с примыкающей галереей парадного входа, характерного для деревянного зодчества города. Различное функциональное использование этажей определило не только арх. облик, но и планировку, в к-рой этажи не связаны между собой.

Возле зданий по ул. Набережной, 44, и Кочеткова, 4, сохранилось усадебное ограждение. Изначально оно находилось рядом со зданием и служило продолжением фасада. Таким образом ограждение включалось в формирование застройки улиц и композицию фасадов зданий. Несмотря на значительные утраты, сохранившиеся образцы представляют определенную арх. ценность. По ул. Кочеткова, 4, ограждение в виде 2 кирпичных столбов с пирамидальным завершением оформлено аналогично лопаткам основного объема здания. По ул. Набережной, 44, рядовой глухой пролет ограждения выполнен с ленточным фризом прямоугольного сечения, ступенчатым карнизом с рядом сухариков и прямоугольной нишей в середине. Пролеты с калиткой и воротами отмечены лопатками, рустованными от цоколя. В местах примыкания к домам выполнены гладкие лопатки. Арх. образ зданий дополняют металл, кровельные покрытия и водосточные трубы, декоративные водосточные воронки, кованые ограждения балконов и парапетов, козырьки над парадными дверьми. Подобных деталей сохранилось довольно много: кованое ограждение балконов криволинейного рисунка на массивных ступенчатых кронштейнах (ул. Кочеткова, 6, 8); ограждение площадки балкона в виде объемной металлической решетки, дополненное коваными ажурными кронштейнами с рисунком растительного характера (ул. Кочеткова, 4); площадка на металлических балках-консолях в балконе парадного входа, поддерживаемая фигурными коваными кронштейнами, ограждение из кованой решетки криволинейного рисунка с металлическими стойками на углах (ул. Луначарского, 202); металлические кованые решетки геометрического рисунка на гл. фасадах между парапетными столбиками (ул. Кочеткова, 8); водосточные трубы, завершенные расширяющимся коленом прямоугольного сечения с профилированным металлическим обрамлением, увенчанным ажурным просечным металлом, с накладными элементами в виде цветов на боковых плоскостях (ул. Кочеткова, 4). Подобным образом оформлены водосточные воронки квадратного сечения со ступенчатым карнизом, увенчанным по контуру просечным металлом и объемным элементом в виде цветка на боковой плоскости воронки (ул. Кочеткова, 6; Луначарского, 202).

В некоторых сретенских зданиях сохранились уникальные образцы оформления интерьеров: лепные розетки различных рисунков растительного характера, профилированные тяги на стенах и потолке с падугой в виде рельефного растительного рисунка в помещениях 2-го этажа (ул. Кочеткова, 4), профилированные тяги на потолке и стенах с падугой (ул. Кочеткова, 8), лепной пояс с рельефным орнаментальным рисунком по периметру помещения 2-го этажа (ул. Луначарского, 202).

В здании по ул. Набережной, 21, сохранилась разнообразная лепнина. В помещениях 1-го этажа в середине потолков расположены круглые розетки с объемными элементами в середине и лепниной растительного рисунка на наружном поясе. В отдельных случаях они дополняются профилированными кольцами с рельефным рисунком и лепниной растительного характера.

По периметру выполнены профилированные тяги с выступающими четвертными выкружками на углах, фризовые полосы. В помещениях 2-го этажа на потолке и стенах профилированные тяги объединены падугой с выступающими четвертными выкружками на углах. Они дополнены круглыми профилированными розетками различных видов: центр. лепные растительные элементы сочетаются с лепным контуром растительного рисунка или 2 профилированными кольцами с рельефным рисунком, лепниной растительного характера. Заключительным элементом являются полосы фриза орнаментального рисунка, составленного 2 пересекающимися тягами в профилированном обрамлении либо подчеркнутого профилированной тягой с рядом прямоугольных выступов.

В здании по ул. Набережной, 42, профилированные тяги объединены падугой. В помещениях розетки украшены различными профилированными контурами: первый, наружный, с пояском мелких бус по наружному краю; второй с рельефными зубчиками на гребне; ср. с центр. элементом: между вторым и средним контурами рисунок плоского рельефа в виде пересекающихся узких полос. В помещениях 2-го этажа здания по ул. Набережной, 44, представлены лепные розетки ромбовидной формы с венком из рельефных цветов и листьев по контуру и объемным элементом в виде подсолнуха по центру, а также уникальные элементы, не имеющие аналогов на тер. Заб. кр.: фризовая полоса рельефного растительного рисунка в виде пальметты, листьев и веток в профилированном обрамлении; профилированная тяга криволинейного очертания, объединяющая лепной декор в углах и над серединами стен в единый рисунок; по осям стен тонкий лепной орнамент со сложным симметричным растительным рисунком (контур в виде изящных элементов растительного характера с переплетением профилированных тяг на потолке и стене); в нижней части рисунка по оси рельефные цветы собраны в букет, на флангах декоративная рельефная решетка; ось рисунка подчеркнута тонким элементом с растительным мотивом, выступающим за границы потолочной тяги. Кроме того, в одном из помещений выполнен лепной декор в углах: центр. элемент рельефной растительной композиции в виде венка с цветком в центре объединен рельефным вензелем с растительными ветками. Ось рисунка подчеркнута лепным элементом с ракушкой, волютами и листьями, объединенным с венком 2 симметрично расположенными акантами, огибающими потолочную тягу. Другое помещение по периметру украшает фризовая полоса рельефного растительного орнаментального рисунка в профилированном обрамлении, а также двойные профилированные тяги криволинейного очертания в углах: рисунок внутренней тяги с изломом и выкружкой, при этом наружная тяга пересекает внутреннюю и имеет килевидный контур с растительными элементами в вершине. Интересен и уникальный угловой лепной декор: рельефный цветочный рисунок расположен в плоскости падуг и продолжен в плоскости потолка, ограниченной изломами потолочных тяг. Разнообразны и виды изразцовой облицовки печей. В зданиях по ул. Набережной, 21, 42, стенки печи облицованы изразцами 5 видов: рядовые и угловые с рельефным Х-образным рисунком; цокольные гладкие с бриллиантовым рустом; карнизные профилированные с рельефным рисунком; фризовые с херувимами или в виде длинного изразца с растительным рельефом в центре; венчающие карнизные профилированные с четвертным рельефным валом, увенчанные антефиксами; центр. изразец с растительным орнаментом. В здании по ул. Набережной, 44, прямоугольная угловая изразцовая печь завершена фризом с барельефами херувимов и увенчана карнизом с антефиксами; более широкая топочная часть печи завершена рядом изразцов с сечением «обратный каблучок», по центру лицевой плоскости находится изразец большего размера. В здании по ул. Кочеткова, 4, облицовка печи выполнена стеновыми изразцами, завершена фризовыми и карнизом с городками.

В некоторых зданиях сохранились сейфы: сейф «Карл Окснер и Г. Саллинг», изготовленный представителями торгового дома «Бр. А. и Л. Шульман»; комната-сейф с металлической дверью, сделанной на Московской ф-ке несгораемых шкафов Э. Малера и К°, основанной в 1880; массивная кованая металлическая сейфовая решетчатая двустворчатая дверь.

Лит.: Сретенск / гл. ред. К. К. Ильковский. – Чита, 2014.

Источник: Малая энциклопедия Забайкалья: Архитектура и строительство. – Новосибирск, 2016.

Иллюстрации:

 
Написать письмо в редколлегию Написать письмо в редколлегию
Купить энциклопедию Купить энциклопедию
Книжная полка Книжная полка
Дизайн сайта Илья Калягин
Верстка сайта Vesna
Новости Забайкальского края