Категории:
Кяхтинская таможня

КЯХТИНСКАЯ ТАМОЖНЯ. Является первой в России к вост. от оз. Байкал. Основана в 1728. Назначены надзиратель с ларешным (зам.), наняты служилые люди для взимания пошлин с кит. товаров, доставленных на торг, открывшийся у деревянного острога, с к-рого начался г. Троицкосавск (1727), и нескольких построек будущей торговой слободы Кяхты. В 1744 в Кяхте введено клеймение кит. товаров с целью борьбы с нелегальным импортом и контрабандой. В 1754–55 в Сиб. закрыты все внутренние таможни, остались только пограничные. Это усилило роль К. т., получившей новое штатное расписание из 12 чел. В штат входили: директор, цольнер, бухгалтер, 2 канцелярских работника, 4 копииста, переводчик, 2 сторожа. В 1756 для бесперебойной работы таможни введена должность 2-го директора. В деятельности таможни непосредственное участие принимало местное купечество, выбиравшее из своей среды 4 ларешных и 8 целовальников. В их обязанности входили контроль за сбором пошлин, соблюдением правил торговли и оказание помощи таможенной адм. в разрешении конфликтных ситуаций. Упразднение в 1762 рос. гос. караванной торговли пушниной как нерентабельной способствовало развитию частного предпринимательства. В связи с этим в штат таможни от местного купечества делегированы оценщики пушнины. В 1760 К. т. давала в казну России 20,4 % от всех таможенных поступлений, в 1775 – 38,5 %. Кроме того, по указу 1783 в пользу сиб. городов отчислялось 2 к. с рубля стоимости кит. товаров и по 1 к. – с рос. Каждое место кит. товаров облагалось сбором для благоустройства Кяхты. До 1758 таможенные платежи осуществлялись наличными деньгами для всех участников торговли. После открытия в Москве «Банковской конторы вексельного производства» купцы из Центр. России получили возможность проводить оплату векселями. С 1781 пра¬во расчета с таможней векселями появилось у сиб. купцов.

По требованию кит. стороны с 1768 рос. правительство сократило в Кяхте таможенное присутствие и борьбу с контрабандой, а также снизило пошлины на отечественные товары, уменьшив их экспортную стоимость. Эти меры сделали нецелесообразным сохранение таможни в Кяхте. В 1775 переведена в Иркутск, откуда возвращена в Кяхту через 20 лет, когда удалось урегулировать спорные вопросы. В 1-й пол. 19 в. таможня в Кяхте продолжала выполнять фискальную функцию, используя период взаимной торговой активности. Доля торговли, осуществляемой через Кяхту, в этот период достигала 60 % от всей азиатской торговли России. В 1813–32 таможней собрано и перечислено в казну 124,5 млн р. пошлин. Подписание Кульджинского договора 1851, установившего беспошлинную торговлю, уменьшило торговое значение Кяхты, а сохранение приграничного таможенного учреждения, рентабельность к-рого падала с каждым годом, потеряло смысл. В 1861 К. т. вновь переведена в Иркутск.

В 1899 в Кяхте создан временный таможенный надзор с целью недопущения ввоза относительно дешевых товаров, таких как водка, вино, табак, сахар, масло для ламп, спички. 15.5.1900 император Николай II утвердил решение Гос. Совета об учреждении в Кяхте таможни 1-го класса 2-го разряда. Штатные должности вводились с теми же правами, какие были предусмотрены в таможенных учреждениях Европ. России. К. т., наряду с таможнями в Иркутске и Сретенске, вошла в Заб. таможенный р-н, подведомственный чит. ревизору, но с прямым подчинением Департаменту таможенных сборов Министерства финансов. Правила для действий таможни предписывали направлять для совершения таможенных обрядностей товары в гостиный двор, находящийся в ее ведении и разделенный на 2 половины: купеческую и таможенную. В купеческой чаи и др. товары проходили таможенный учет и регистра¬цию. Разрешалось производить разбор мест, переупаковку, сортировку, досушку. При выявлении чаев, негодных к реализации, их разрешалось здесь же уничтожить, но обязательно в присутствии чиновника таможни с составлением положенных документов и записей. Детали упаковки, если в них не было надобности, вывозились с разрешения управляющего таможней. Любой товар, даже не облагаемый пошлиной, из купеческой половины поступал на таможенную, где осуществлялись досмотровые процедуры, сверка с фактурами и др. В определенных случаях товар мог сразу поступать на таможенную половину. Льготами пользовались товары купцов из г. Маймачэн, расположенного по др. сторону границы, товары рус. подданных на сумму пошлин не выше 15 р., пассажирский багаж, товары, не обложенные по тарифу пошлиной, и др. Разрешалось выборочно досматривать кирпичные чаи, следующие в Заб., основываясь на словесных заявлениях владельцев, с обязательной записью результатов досмотра в учетной книге. Детально регламентировались и др. вопросы: порядок внесения всех видов платежей, сроки хранения, правила клеймения товаров, оценки товаров по качеству, весу, сорту и др. Все детали регламента были основаны на статьях Устава таможенного, действующем тарифе и др. нормативных документах.

«Закон об организации таможенного надзора в Приамурском генерал-губернаторстве и в Заб. обл. ...» от 2.5.1909 создал правовую основу для объединения всех соответствующих учреждений в Приамурский таможенный окр. Этим же законом К. т. преобразована в таможню 2-го класса и включена в округ. Причиной этого стало значительное уменьшение ее фискальной роли, вызванное изменением основных направлений движения товаров и пассажиров в Азиатском регионе России и в Китае после завершения стр-ва всех участков Транссибирской магистрали и КВЖД. Кяхтинские купцы стали направлять купленные в Китае товары, преимущественно чаи, морем на Владивосток и оттуда в Россию по ж. д. Большая часть рус. фирм прекратила операции в Кяхте и перенесла их в Иркутск, Томск, Челябинск и др. города. Департамент таможенных сборов при подготовке вопроса о К. т. привел данные о поступлении собранных ею пошлин: 1903 – 1 140 638 р.; 1904 – 684 439; 1905 – 787 392; 1906 – 704 651; 1907 – 205 748; по 1.11.1908 – 92 266 р. Тем не менее таможня в Кяхте была сохранена, т. к. в Маймачэне осталось немало кит. фирм, взаимодействующих с купцами сиб. городов и стремящихся пользоваться прежним путем. Кроме того, в приграничной торговле с Ургой и Маймачэном было заинтересо¬вано местное заб. население. Новым штатным расписанием в таможне оставлено 7 должностей с уменьшенным окладом содержания: управляющий – 3600 р. (в таможне 1-го класса – 5250 р.), чл. таможни – 3 тыс. (3600), бухгалтер – 1950 (2250), пакгаузный надзиратель – 1950 р. (3 тыс. р.) и т.д. Такие оклады сохранялись до вступления в действие «Закона об отпуске из Гос. казначейства средств на усиление таможенного надзора в Приамурском генерал-губернаторстве и Заб. обл.» от 12.5.1912.

Этим законом они были приведены в соответствие с действующими окладами таможенных чиновников Европ. России. Управляющий К. т. 2-го класса стал получать в общей сложности (жалованье, столовые, квартирные) 2800 р., чл. таможни – 2210, бухгалтер – 1820, пакгаузный надзиратель – 1820 и т. д. С целью унификации адм. деления таможенных учреждений в России созданы инспекторские таможенные участки по тер. принципу. В 1913 на Д. Вост. и в Заб. образованы Чит., Хабаровский и Владивостокский участки с точно очерченными границами и списком таможенных учреждений. К. т. вошла в Чит. участок, инспектор к-рого размещался в г. Чита. В последующее десятилетие продолжалась реорганизация штатной численности в таможне, изменение окладов содержания работников. Доходы от ее деятельности были незначительны, поэтому в сводном документе за 1923 они учитывались не отдельной строкой, а в совокупности. В штатном расписании таможни в 1923 указан 31 работник на 14 штатных должностях, на нач. 1924 осталось только 16 работников на 13 штатных должностях. Помимо прямого сокращения, в 1924 в таможне продолжалась оптимизация штатов: упразднена должность комиссара, взамен введена должность 2-го делопроизводителя с меньшим окладом. В 1929 К. т. имела большое значение в осуществлении торговых операций СССР с Монголией; через нее проходило 70 % от общего объема товарооборота на сумму 12,2 млн р. В ее подчинении находились таможенные посты в Верхнеудинске (Улан-Удэ) и Наушках. На базе Наушкинского тамо-женного поста в 1939 образована Наушкинская таможня. В ее составе с 1951 находилась бывш. К. т., реорганизованная в таможенный пост. Усиление полит. взаимодействия и укрепление тер. добрососедства с Монголией потребовали очередной оптимизации таможенных учреждений, расположенных на границе. В 1954 таможенный пост в Кяхте ликвидирован. Воссоздан в 1976.

Лит.: Таможенное дело в Вост. Сиб. и Заб. / В. П. Шахеров и др. – Иркутск, 1999; Переслегина И. Н. История формирования и деятельности Кяхтинской таможни (20-е гг. XVIII – нач. 60-х гг. XIX в.): дис. ... канд. ист. наук. – Улан-Удэ, 2004; Таможня на Тихом океане: документы и материалы / сост. Н. А. Беляева, Н. А. Троицкая. – Владивосток, 2008. – Вып. 5: Таможня в Заб. 1862–1926 гг.

Иллюстрации:

 
Написать письмо в редколлегию Написать письмо в редколлегию
Купить энциклопедию Купить энциклопедию
Книжная полка Книжная полка
Дизайн сайта Илья Калягин
Верстка сайта Vesna
Новости Забайкальского края