Категории:
Тарифная политика и грузоперевозки по КВЖД

ТАРИФНАЯ ПОЛИТИКА И ГРУЗОПЕРЕВОЗКИ ПО КВЖД. Формировались поэтапно в конкретных ист., соц.-экон. и геополитических условиях. На 1-м этапе (1903–05) в основу тарифной политики были положены 3 принципа: дорога должна служить проводником рус. экон. влияния на рынки Маньчжурии и Монголии, способствовать развитию транзит¬ных перевозок грузов и пассажиров по Великому Сиб. пути в порты Китая, Японии и обратно; ставки тарифов для ввозных перевозок местного значения должны быть выше, а для ввозных перевозок прямого рус.-кит. сообщения для товаров отечественного пр-ва максимально понижены с целью завоевания рынков Маньчжурии и для облегчения переработки сырья на местных заводах и фабриках. Стратегическая задача тарифной политики состояла в том, чтобы направить всю перевозку импортных и экспортных грузов в порт Дальний, находившийся в полном распоряжении о-ва КВЖД.

На 2-м этапе (1905–14) были выработаны принципы тарифной политики, учитывающие резкое усиление влияния Японии, основанное на условиях Портсмутского договора между Россией и Японией, заключенного после завершения Рус.-япон. войны 1904–05. Они предусматривали содействие продвижению на кит. рынок рус. продукции и сырья; соз¬дание условий для развития в Маньчжурии обрабатывающей промышленности и реализации ее продукции; облегчение доставки сырья из Маньчжурии и Монголии в целях развития рус. промышленности в Заб., Уссурийской и Амурской обл.; соблюдение баланса между КВЖД и Юж.-Маньчж. ж. д. На 3-м этапе (1914–22) выработанные принципы предыдущих этапов оставались прежними, несмотря на быстрые и резкие изменения, обусловленные революционными процессами и Гражданской войной в России.

На 4-м этапе (1922–29), характеризуемом условиями мирового экон. кризиса, одним из основных принципов стало снижение тарифов на перевозки гл. грузов с целью повышения конкурентоспособности перевозок ж.-д. транспортом по сравнению с перевозками гужевым транспортом, объемы к-рых резко возросли. Другой принцип – регулирование тарифных коэффициентов тарифного рубля – использовался в сочетании с сокращением числа классов грузов, отменой некоторых дополнительных сборов, упрощением общей системы тарифов. На 1-м и 2-м этапах реализации тарифной политики особый тариф устанавливался для вывозки хлеба в Заб.: тариф на муку и пшеницу, перевозимые от ст. Харбин до ст. Чита, устанавливался по той же ставке, что и на западносибирский хлеб от ст. Ново-Николаевск. При этом хлеб и мука от ст. Харбин не должны были проникать в Заб. дальше ст. Чита. До ввода в 1903 в эксплуатацию КВЖД основным центром внешнеэкономической деятельности между Россией и Китаем на тер. Заб. обл. являлся г. Сретенск, расположенный на р. Шилка. По р. Нер-ча, притоку Шилки, водный транспорт достигал г. Нерчинск. С постройкой прошедшей через Читу Транссибирской магистрали, а также участка от ст. Карымская до 86-го разъезда на границе с Китаем и далее до кит. пограничной ст. Маньчжурия Чита стала крупным междунар. экон. центром и транспорт¬ным узлом по грузовым и пассажирским перевозкам между Россией, Китаем, Японией и Монголией. В связи с этим в нач. 20 в. сначала в Чите, а затем в Сретенске открылись отд-ния рос. коммерческих банков, работавших во взаимодействии с Чит. отд-нием Гос. банка, отд-ниями рос. и иностранных банков, осуществлявших свою деятельность в полосе отчуждения КВЖД. В 1910–22 эти банки оказывали различные услуги, в т. ч. через свои представительства в Чите. Значительная часть услуг коммерческих банков была связана с кредитова¬нием торговой деятельности и транспортных перевозок через ст. Маньчжурия (см. Денежное обращение в полосе отчуждения КВЖД).

Станция Маньчжурия являлась крупным торговым, транспортным и перевалочным центром для вывоза сырых продуктов в Заб., сбыта товаров фабричного пр-ва, торговли монг. скотом. В 1921 здесь насчитывалось ок. 600 торговых предприятий, кожевенный, кирпичный заводы, завод фруктово-минеральных вод, складские помещения, скотопрого-ночный двор и бойня. Двумя параллельными гужевыми трактами ст. Маньчжурия связывалась со столицей Монголии г. Урга. Из Заб. обл. к ст. Маньчжурия подходили гужевые тракты из Абагайтуя, Сретенска, Нерчинского Завода. По ним поступали пушнина, лес, дрова, уголь, кожа и шерсть. С оз. Далайнор, арендованного рус. рыбопромышленниками, поставлялась рыба. Играла роль пункта переотправки грузов из России и в Россию через Заб. обл., в основном Читу. Непосредственно на ст. Чита осуществлялись крупные поставки мяса, хлебных грузов, рыбы.

В 1918–20 отмечено резкое падение грузооборота между Заб. и КВЖД. Осенью 1920 он был полностью прекращен. В это время снабжение Заб. осуществлялось по гужевому тракту Маньчжурия – Мациевская и по рр. Амур и Шилка. С 12.3.1921 грузооборот возобновился и стал расти. В Заб. осуществлялись поставки хлебных грузов, чая, сахара, мяса, рыбы, сена и др., а из Заб. в Китай – вывоз цемента, извести, лесных строительных материалов, железа, железных изделий, дров, каменного угля и др. В 1919 резко выросли поставки в Заб. хлебных грузов, достигшие в 1921 1,061 тыс. пудов. Вывоз сахара и чая значительно уменьшился. В 1921 полностью прекратились поставки хлебных грузов и овощей из России в Китай через ст. Маньчжурия, резко сократился вывоз леса, но возрос вывоз угля. Дрова на ст. Маньчжурия доставлялись на подводах из лесов Заб. по ж. д. и гужевым трактам из Александровского Завода и Нерчинска. На вырученные деньги кре-стьяне покупали мануфактуру. Поставка дров из Заб. на ст. Маньчжурия составляла серьезную конкуренцию поставкам из Хинганского лесного района. В 1900–10 чжалайнорским углем снабжались приграничные тер. Заб. обл. и Заб. ж. д. В 1921 из Заб. на КВЖД вывезено 719 тыс. пудов угля. До 1918 осуществлялись поставки рыбы и сена через ст. Маньчжурия на Заб. ж. д. Объем угля составлял 2039 пудов (1914), сена – 18 829 (1913), рыбы – 53 773 (1913). В 1921 поставки этой продукции полностью прекратились. Хайлар был связан гужевыми трактами с гг. Урга и Сретенск (через Ново-Цурухайтуй). Из Монголии в Хайлар гнали лошадей, овец, крупный рогатый скот, везли мясо, кожу, шерсть. Из Сретенска и Нерчинска в Хайлар по Цурухайтуйскому тракту, а также из станиц, расположенных вдоль рос.-кит. границы севернее и северо-восточнее Цурухайтуя, гнали скот, везли кожу, шерсть, масло. Часть поступающего сырья перерабатывалась на пром. предприятиях Хайлара: шерстомойках, овчинных, пимокатных, кожевенных заводах, сапожных и пр. мастерских. Со ст. Хайлар в Заб. отгружались рыба из оз. Буир-Нур, овощи, сено. Главной станцией назначения грузов от ст. Хайлар в зап. направлении являлась ст. Чита. В 1913 поставки на Заб. ж. д. составляли 12 979 пудов мясного товара, 9149 пудов рыбного. В 1920–21 поставки этих товаров в Заб. полностью прекратились.

Крупные предприятия, имевшие свои отд-ния в гг. Чита, Харбин, Хайлар, на ст. Маньчжурия, предлагали широкий выбор товаров и услуг. Отд-ние АО «Сунгарийские мельницы» в Маньчжурии продавало паровые мельницы, крупорушки и просорушки для пр-ва манной, гречневой крупы и пшена, муку и крупу в разных упаковках, в т. ч. со складов в Чите. Предприятие С. М. Брауна принимало шерсть, сырье, пушнину и кишки для переработки в Хайларе, а также на кишечном заводе на ст. Маньчжурия. Заб. отд-ние АО «Амер. торгово-промышленная компания» предлагало услуги по импорту-экспорту всевозможных товаров и сырья. На его складах имелись помпы, насосы, инструмент и скобяные товары, мануфактура, галантерея, парфюмерия, аптекарская и химическая продукция. Отд-ния Урало-Сибирской компании на ст. Маньчжурия и в Чите предлагали крупчатую муку, произведенную на собственной мельнице, осуществляли экспорт муки, пшеницы, бобов, импорт чая, сахара. Отд-ние Харбинского коммерческого агентства Министерства транспорта ДВР в Маньчжурии принимало грузы для перевозки водным транспортом из г. Харбин и со всех пристаней р. Сунгари на все пристани Амурского бассейна и с перевалкой на ж. д. со станций Заб., Амурской и Уссурийской ж. д.; ж.-д. транспортом – на все станции ж. д. в пределах ДВР с переотправкой на ст. Маньчжурия. Принимались предварительные заказы на плацкарты и билеты на скорые поезда Чит. ж. д. № 5 Маньчжурия – Чита и № 7 Маньчжурия – Верхнеудинск.

Отд-ния дат. фирмы «Русско-Азиатская компания» на ст. Маньчжурия, в гг. Сретенск, Иркутск, Красноярск, Екатеринбург, Барнаул, Бийск осуществляли импорт различных товаров, экспорт хлебных зерновых продуктов, пушнины, щетины, шерсти, конского волоса и др. маньчж. продуктов. Торговый дом братьев Шевченко реализовывал бревна, брусья, телеграфные столбы, стойки, дрова, пиленый лес всех размеров, смолу, скипидар, а также заб. сосновый пиленый лес лучшего качества в неограниченном кол-ве. Товарищество «М.А. Топаз и К °» предлагало поставки масловаренного и мукомольного пр-ва, осуществляло пароходство по рекам Амурского бассейна, принимало на хранение и переотправку всевозможные товары с выдачей ссуд в собственных завозных складах на ст. Маньчжурия и в Хайларе. Управление Дальневосточными конторами Сиб. отд-ния Центросоюза в Чите, в ведении к-рого находились конторы в гг. Чита, Владивосток, Благовещенск, Сретенск, Хабаровск, Николаевск-на-Амуре, Ни-кольск-Уссурийский, имело собственные пр-ва продовольствия, пром. товаров, по изготовлению, заготовке и переработке сырья, в т. ч. поставляемого из Китая по КВЖД. После конфликта на КВЖД 1929 товарообмен и грузооборот между Заб. и Сев. Маньчжурией резко сократились.

Лит.: Сев. Маньчжурия и КВЖД. – Харбин, 1922.

Иллюстрации:

 
Написать письмо в редколлегию Написать письмо в редколлегию
Купить энциклопедию Купить энциклопедию
Книжная полка Книжная полка
Дизайн сайта Илья Калягин
Верстка сайта Vesna
Новости Забайкальского края