Категории:
Архитектура православнх храмов

АРХИТЕКТУРА ПРАВОСЛАВНЫХ ХРАМОВ. На 2006 на тер. Чит. обл. известно 38 сохранившихся православных храмов дореволюционной постройки, в т.ч. 3 объекта культурного наследия федерального значения, 2 объекта культурного наследия регионального значения, остальные – выявленные объекты культурного наследия. Из них 14 – каменные, 24 выполнены из дерева; 18 объектов используются, в том числе только 9 по первоначальному назначению; 20 не используются, в том числе 9 находятся в аварийном состоянии. Кроме того, сохранились фундаменты церкви в с. Бишигино Нерчинского р-на, остатки стен Иоанно-Предтеченского монастыря в окрестностях с. Урлук Красночикойского р-на. Территориально объекты распределяются таким образом: г. Чита (3), Красночикойский р-н (7), Нерчинский р-н (7), Сретенский р-н (6), Петровск-Забайкальский р-н (3), Улетовский р-н (3), остальные р-ны – известно по 1–2 объекта ввиду неполного обследования этих тер. Самыми старыми сооружениями являются Церковь Успения Пресвятой Богородицы в с. Калинино Нерчинского р-на (1706—12) и Старо-Читинская Михайло-Архангельская церковь в Чите (1776). В нач. 19 в. выстроены храмы Нерчинского р-на, церкви в сс. Акша, Кондуй Борзинского р-на, Унда Балейского р-на. Большинство храмов относится ко 2-й пол. 19 – нач. 20 в. – периоду активного освоения тер. Заб. арх. каменных церквей относится к позднему классицизму, за исключением Церкви во имя Всемилостивого Спаса в с. Курлыч Чернышевского р-на и Церкви Успения Пресвятой Богородицы в с. Калинино Нерчинского р-на. Церкви, являющие образцами деревянного зодчества, построены в стиле позднего классицизма с элементами барокко (сс. Бол. Боты и Горбица Сретенского р-на) и модерна (с. Танга Улетовского р-на).

Существует небольшое количество устойчивых типов православных культовых зданий и комплексов: часовня, церковь, собор, монастырь.

Часовня – небольшое компактное культовое сооружение без алтаря. Объектом культурного наследия является сохранившаяся часовня на ст. Толбага Петровск-Забайкальского р-на (см. Часовня Михайло-Архангельская). Каменная часовня в Нерчинске, сооруженная в память о посещении города цесаревичем Николаем – наследником государя (освящена 14.6.1892), утрачена. Витыми колоннами, шатровым покрытием она напоминала древнерусский терем.

Церковь является самым распространенным типом культовых объектов. Общая композиция плана: на одной оси последовательно с вост. на зап. располагаются основные помещения – алтарная часть, храм, трапезная и колокольня (сельские церкви, церкви в гг. Сретенск, Чита, Шилка).

Собор – это, как правило, кафедральный храм с несколькими приделами, являющийся гл. храмом населенного места и располагающийся в его центре. Примером такого типа объекта культурного наследия является единственный сохранившийся на тер. обл. Воскресенский собор в г. Нерчинск. Композиция собора строго осевая: вход с колокольней, за ним – трапезная с боковыми приделами, храм и алтарная часть. Гл. часть собора – 8-гранный храм, перекрытый 8-лотковым сводом.

На тер. Заб. кр. находилось несколько монастырей. Старейший из них – Нерчинский Успенский монастырь в с. Калинино Нерчинского р-на (основан в 1664, упразднен в 1773). Согласно чертежу Немцова, помимо гл. храма в нем находились каменная и деревянные кельи, трапезная и келья игумена. За пределами монастырской ограды на берегу протоки р. Шилка располагались дворы монастырских вкладчиков, кузница, магазин и мельница. К кон. 19 в. сохранились развалины монастырских амбаров, но еще до революции на их месте были выстроены жилые дома. В 1831 в окр. с. Урлук Красночикойского р-на основан Чикойский Иоанно-Предтеченский мужской монастырь. В 1893 в Чите открыт Читинский Богородицкий женский монастырь, располагавшийся в границах ул. Баргузинской – Красноярской – Ангарской – Заб. Рабочего, ныне полностью утрачен.

Для сохранившихся объектов первоначальной и самой важной является градостроительная характеристика. В рядовой застройке, состоявшей из зданий примерно равной высоты и почти не имевшей собственных высотных акцентов, особое значение приобретали силуэты храмов, высокими объемами придававших выразительность поселениям. Культовые объекты часто являлись градостроительными доминантами и запоминающимися арх. сооружениями. В селах они долгое время оставались самыми крупными зданиями. Оригинальность каждой храмовой постройки даже при относительно небольшом числе традиционных форм достигалась сочетанием местоположения и композиционных характеристик. Воскресенский собор в г. Нерчинск, согласно первоначальному проекту 2-этажный и 4-престольный, должен был стать основной доминантой в формировании центра города, но был выстроен в 1 этаж с 3 престолами. Поэтому он не в полной мере соответствовал отведенной ему градостроительной роли. Утрата колокольни в 1930-х еще больше нивелировала объект.

Старо-Читинская Михайло-Архангельская церковь в г. Чита очень долгое время являлась значимым сооружением в окружавшей ее застройке. Во 2-й пол. 20 в. вокруг нее были возведены многоэтажные жилые дома, что существенно сократило тер. объекта, ограничило его обзор, снизило градостроительные достоинства здания. Церковь во имя Св. Георгия Победоносца в г. Сретенск сохранила свой первоначальный облик. Находясь на возвышенности, она и сегодня играет роль градостроительной доминанты.

В сельских поселениях сохранившиеся храмы выделяются своим местоположением, габаритами, материалом. Одни являются значимыми благодаря своему местоположению на высокой точке рельефа (сс. Курлыч Чернышевского р-на, Ломы и Бол. Боты Сретенского р-на, Бянкино и Волочаевка Нерчинского р-на) либо в центре поселения (сс. Доно Калганского р-на, Захарово Красночикойского р-на), значимость других дополняется своеобразием арх. оформления (сс. Калинино и Волочаевка Нерчинского р-на, Танга Улетовского р-на, Горбица Сретенского р-на). В с. Калинино Нерчинского р-на церковь видно с ж.-д. и автомобильного мостов через Шилку, на ее купола ориентировано направление трассы. Несмотря на строительство здания новой школы, именно храм является организующей высотной доминантой прилегающей тер., масштабно выделяясь из арх. окружения. В с. Зюльзя Нерчинского р-на здание церкви находится в сев.-зап. части поселения на подъеме рельефа. До сер. 1960-х жилая застройка села огибала церковь, повторяя ист. направление улиц. За культовым объектом сохранялась роль визуального акцента. Проезжая по гл. улице, и сейчас можно наблюдать храм с разных сторон, но радиус обзора существенно уменьшился из-за подступивших вплотную зданий технического и жилого назначения.

Церковь во имя свт. Иннокентия Иркутского в с. Танга Улетовского р-на располагается в застройке улицы, но на высокой точке, поэтому характерный силуэт церкви на фоне неба виден далеко. Так же стоят церкви в сс. Ломы Сретенского р-на и Катангар Петровск-Забайкальского р-на, но утрата завершений изменила характерные силуэты, только старожилы и специалисты могут увидеть в них черты храма.

Церкви в сс. Курлыч Чернышевского р-на и Кайдалово Карымского р-на расположены на высоком месте, купола и колокольни усиливают образ доминанты. Сложно оценить градостроительную ситуацию при отсутствии застройки на месте бывш. с. Бянкино Нерчинского р-на. Сегодня здесь сохранились 2 церкви, построенные купцами Кандинскими, и склады М. Д.Бутина. Особенно красива Троицкая церковь – белоснежный храм, расположенный у подножия холмов на пр. берегу Шилки. Он хорошо виден пассажирам проходящих мимо поездов и благодаря отражению в реке становится еще выше и стройнее. Самые распространенные объемно-планировочные элементы церковного здания: кубический (церковь) или 8-гранный (собор) объем основного помещения храма, полуцилиндрические или граненые апсиды, крытые на 2 ската трапезные. Бесстолпные храмы получили в Заб. широкое распространение. При их строительстве использовалась традиционная планировочная схема с продольно-осевым решением. План здания вытянут, его ширина значительно меньше длины, образуется так называемый план кораблем. Большинство сохранившихся церквей в плане симметричны, но в некоторых (сс. Кондуй Борзинского р-на, Волочаевка Нерчинского р-на, Верх. Куэнга Сретенского р-на, Курлыч Чернышевского р-на) есть элементы асимметрии в виде боковых пристроев.

В Европейской России рост селений и городов, увеличение количества и массы колоколов привели к выделению звонниц в самостоятельные постройки. В Заб. колокольни всегда составляют единое композиционное целое с храмом, служат пространственным ориентиром, указывающим на пересечение дорог (сс. Бол. Боты Сретенского р-на, Унда Балейского р-на, Зюльзя Нерчинского р-на) или направление трассы (с. Калинино Нерчинского р-на), бровку рельефа (сс. Танга Улетовского р-на, Курлыч Чернышевского р-на, Волочаевка Нерчинского р-на). Если в деревянных церквях апсиды 3-, 4-, 5-гранные, то в каменных – они, кроме того, имеют форму полукруга (сс. Бянкино и Калинино Нерчинского р-на). В с. Зюльзя Нерчинского р-на алтарная часть выполнена в виде 2 апсид – единственный пример на тер. обл. Объемно-пространственное решение храмов имеет много схожих черт: алтарная часть и трапезная 1-этажные, объемы храма, как деревянных, так и каменных, больше по высоте, иногда 2-этажные, колокольни 2— и 3-ярусные. Завершения храма выполнены в виде одного большого купола (гг. Чита, Нерчинск, сс. Горбица Сретенского р-на, Шивия Шелопугинского р-на) либо 5-главые – один большой и 4 малых (сс. Захарово Красночикойского р-на, Калинино Нерчинского р-на, Доно Калганского р-на, Курлыч Чернышевского р-на). На некоторых объектах алтарная часть венчается куполом (сс. Захарово Красночикойского р-на, Калинино Нерчинского р-на, Горбица Сретенского р-на, Курунзулай Борзинского р-на, Доно Калганского р-на, Танга Улетовского р-на). В церкви с. Горбица Сретенского р-на небольшими главками завершены фронтоны боковых фасадов. Увеличение числа глав придает большую декоративность объему, делает его многоплановым при восприятии. При строительстве колоколен деревянных и каменных церквей широко используется прием расположения объемов «восьмерик на четверике», позволяющий создать образ высотного и динамичного храма (г. Чита, сс. Танга Улетовского р-на, Курунзулай Борзинского р-на, Захарово Красночикойского р-на, Курлыч Чернышевского р-на, Калинино Нерчинского района). Использование приема «четверик на четверике» создает более статичный характер сооружения (сс. Кондуй Борзинского р-на, Кайдалово Карымского р-на, Шивия Шелопугинского р-на, Доно Калганского р-на). При входе в храм ощущение торжественности формируется за счет постепенного повышения внутренних помещений по мере движения: вначале небольшой притвор, затем просторная 1-этажная трапезная, собственно церковь – основное помещение храма, перекрытое единым сводом и завершающееся иконостасом. Увеличение размеров храма потребовало устройства нескольких ярусов оконных проемов, расчленяющих стену на своего рода этажи. Значительная высота и пролеты бесстолпных храмов приводят к совершенствованию сводчатых покрытий основного помещения. В с. Калинино Нерчинского р-на сомкнутый свод 4-лотковый, в сс. Кондуй Борзинского р-на, Курлыч Чернышевского р-на, в г. Нерчинск – 8-лотковый. В Старо-Читинской Михайло-Архангельской церкви в г. Чита восьмерик увенчан 8-гранным куполом небольшой высоты и расположенным на нем 8-гранным барабаном с луковичной главкой. В с. Танга Улетовского р-на 4-гранный шатер увенчан 8-гранным барабаном с главкой, в с. Захарово Красночикойского р-на 8-лотковый свод, основанием опирающийся на стены в местах, скрепленных стяжками, завершен 4-скатной кровлей с 5 куполами.

Декор фасадов храмов отличается богатством и разнообразием. Арх. каменных церквей с оштукатуренными фасадами резко контрастирует по цвету с окружающей деревянной застройкой. Применяемые конструктивные и декоративные элементы подчеркивают их обособленность и значимость. Перекрытия устроены в виде кирпичных сводов, купола венчают колокольни и объем основного храма, в то время как деревянные жилые строения имеют простую двускатную либо вальмовую кровлю, значительно меньше по размерам и габаритам. Арх. деталями подчеркиваются символический и конструктивный объемы храма. Основное помещение храма имеет сложное декоративное оформление (обрамления оконных проемов, резные полосы фриза, карниза, лопаток, закомары). Объемы храма и алтаря акцентированы, кроме купола, треугольными фронтонами (с. Шивия Шелопугинского р-на), ярусность колокольни подчеркнута карнизами (сс. Шивия Шелопугинского р-на, Курунзулай Борзинского р-на), многоэтажность – профилированными полочками (с. Бянкино Нерчинского р-на). В фасадном убранстве церквей применяется фигурный кирпич, к-рый является модулем для декоративных деталей. Можно выделить следующие распространенные арх. обломы, выполнявшиеся в кирпиче: полочка, вал, четвертной вал и выкружка с полочкой.

Пластика фасадов Троицкой церкви в с. Бянкино Нерчинского р-на создается за счет многочисленных вертикальных и горизонтальных членений в форме полуколонок, пилястр, поэтажных карнизных поясов, треугольных сандриков, лучковых обрамлений окон. Тонкие тяги в виде валика проходят по всем стенам, углам и профилям. В результате получается многообразный рисунок света и тени на гладкой поверхности стен. Единственная в обл. каменная 2-этажная церковь является образцом позднего классицизма 1-й четв. 19 в.

Декоративные элементы фасадов церкви в с. Калинино Нерчинского р-на представлены лопатками по углам, невысокий цоколь имеет валик с поребриком, карниз украшен кокошниками. На разных фасадах наличники отличаются друг от друга: на сев. – колонки опираются на кронштейны в виде упрощенных волют, на юж. – расчленены дыньками. Сооружение очень напоминает западные рос. храмы, а на тер. обл. аналогичной ей по арх. является церковь в с. Курлыч Чернышевского р-на. При оформлении деревянных церквей используется пропильная и объемная резьба. Декоративные элементы сосредоточены в полосах фриза, карниза, обрамлениях оконных проемов. Треугольный фронтон применяется в завершении объемов двускатных кровель и колоколен (сс. Шивия Шелопугинского р-на, Курунзулай Борзинского р-на, Захарово Красночикойского р-на, Горбица и Бол. Боты Сретенского р-на), в обрамлении наличников: фронтон (с. Шивия Шелопугинского р-на), разорванный фронтон (сс. Танга Улетовского р-на, Горбица Сретенского р-на), фронтон с плечиками (сс. Доно Калганского р-на, Захарово Красночикойского р-на, Верх. Куларки Сретенского р-на).

Многие из возведенных когда-то церквей не сохранились в своем первозданном виде: часть из них перестроена, часть утрачена безвозвратно. Среди утраченных Собор Александра Невского, построенный в Чите в 1899–1909 и уничтоженный в 1936, Михайло-Архангельский собор (Казанский) в Чите, Собор во имя Сретения Господня в г. С ретенск, построенный во 2-й пол. 18 в. и разрушенный в кон. 1920-х, церкви в сс. Илим, Олинск, Зюльзя, Савватеево, Михайловка Нерчинского р-на, Бори, Кокуй, Усть-Курлыч Сретенского р-на, часовня, тюремная и кладбищенская церкви в г. Нерчинск. От Нерчинского Успенского монастыря сохранился только главный храм – церковь Успения Пресвятой Богородицы. От Иоанно-Предтеченского монастыря – остатки стен. Не сохранилась Троицкая церковь в с. Михайловка Нерчинского р-на, схожая во многих объемно-пространственных и декоративных чертах с церковью с. Калинино. Большинство церквей в 1920–80-х использовались как музеи, клубы, складские помещения. Это, с одной стороны, позволило сохранить здания в целом, но с другой – повлекло полную утрату интерьеров и изменение планировочных решений.

Большинство церквей утратили характерные завершения – купола и колокольни (сс. Кондуй Борзинского р-на, Ниж. Нарым и Усть-Урлук Красночикойского р-на, Бянкино, Волочаевка, Знаменка и Зюльзя Нерчинского р-на, Унда Балейского р-на, Акша), изменен характер кровли (сс. Катангар и Тарбагатай Петровск-Забайкальского р-на, Бол. Боты, Верх. Куларки Сретенского р-на, Байхор Красночикойского р-на). Утрата высокой и стройной колокольни церкви в с. Знаменка Нерчинского р-на, неудовлетворительное состояние штукатурной отделки ее фасадов, использование здания техническими службами привели к тому, что в ней с трудом прочитываются черты храма. Особенно это заметно при сравнении со старой архивной фотографией. В с. Тарбагатай Петровск-Забайкальского р-на здание церкви с утраченным купольным завершением располагается на тер. технической станции и используется как складское помещение, поэтому возможность восприятия объекта отсутствует. Церковь в с. Горбица Сретенского р-на, ранее располагавшаяся в центре большого села, сегодня, в результате утраты окружавшей ее застройки, находится в поле, что также негативно сказывается на восприятии здания. Реставрационные работы проводились в Старо-Читинской Михайло-Архангельской церкви в г. Чита, в церквях гг. Сретенск и Шилка, сс. Доно Калганского р-на и Урлук Красночикойского р-на. Восстанавливается Воскресенский собор в г. Нерчинск. Церковные здания, бывшие ранее организующим адм. центром населенных пунктов, зачастую продолжают сохранять свою градостроительную и арх. роль.

Источник: Малая эницклопедия Забайкалья: Культура: в 2 ч. — Новосибирск, 2009. — Ч.1: А-Л

Иллюстрации:

 
Написать письмо в редколлегию Написать письмо в редколлегию
Купить энциклопедию Купить энциклопедию
Книжная полка Книжная полка
Дизайн сайта Илья Калягин
Верстка сайта Vesna
Новости Забайкальского края