Категории:
Бутин М.Д. в библиотеке дворца. Нерчинск
Сад с беседкой в мавританском стиле. Усадьба М.Д.Бутина. Нерчинск
У зеркала в зале Бутинского дворца
В оранжерее Бутинского дворца
Усадьба М.Д.Бутина
Бутина М. Д. усадьба. Бутинский дворец

БУТИНА М.Д. УСАДЬБА, Бутинский д в о р е ц, г. Нерчинск, ул. Советская, 83. Объект культурного наследия федерального значения (Указ Президента РФ № 176 от 20.2.1995). Дворец и усадебные постройки выполнены по заказу нерчинских золотопромышленников – братьев Бутиных. Усадьба принадлежала гл. фирмы торгового дома «Братья М. Д. и Н.Д. Бутины» М.Д.Бутину. Начало стр-ва дворца относится к 1864. В течение 10 лет возведены водонапорная башня, оранжерея, конюшни, пакгаузы. Между дворцом и оранжереей первоначально размещался небольшой сад-двор с павильонами, фонтаном, беседками и скульптурами. В сев.-зап. части усадьбы разбит сад с сосновыми аллеями. Юго-вост. часть усадьбы сформирована самыми крупными сооружениями: 3-этажным объемом дворца, зданием водонапорной башни и гл. 3-арочными воротами (утрачены). Из многочисленных построек, ранее входивших в состав усадьбы, сохранились дворец, каретный ряд, водонапорная башня с оранжереей и складские корпуса. Дворец является гл. элементом градостроительного комплекса, формирует застройку центр. площади города. По замыслу братьев Бутиных, центр. здание усадьбы – дворец – должно было быть максимально удобным и универсальным по своему назначению, поэтому строить решили не ввысь, а вширь. Стр-во проходило в 3 этапа. Вначале был выстроен 1-этажный объем в классическом стиле вдоль ул. Большой (ныне ул. Советская), затем 3-этажная часть на пересечении улиц, в последнюю очередь возводилась 2-этажная часть вдоль ул. Достовалова. В результате появился вытянувшийся на полквартала 1-этажный объем, акцентом и композиционным ядром стала юго-вост. 3-этажная часть, ориентированная на площадь и выполненная в мавританско-готическом стиле. Во дворце разместились контора, магазин, жилые и подсобные помещения; картинная галерея, домашний музей М. Д. Бутина (с минералогическими, нумизматическими и пр. коллекциями), библиотека, кабинет. Главный фасад 1-этажной сев.-зап. части дворца свидетельствует о влиянии классицизма. Профилированные пояса венчающего карниза дополнены сандриками оконных и дверных проемов, подоконными нишами, рустованными лопатками. Главный юго-вост. фасад дворца, обращенный в сторону площади, украшен балконом на фигурных резных кронштейнах, арочными и стрельчатыми оконными проемами, фрамуги к-рых в виде розеток напоминают готический рисунок. Стены здания раскрепованы пилястрами с бриллиантовым рустом.

Горизонтальные членения представляют собой междуэтажный и венчающий карнизы небольшого выноса. Над венчающим карнизом – характерный декоративный зубчатый парапет и башенки, служащие завершением пилястр.

Многие из этих элементов использованы при возведении др. зданий усадьбы. Расположенные на единой тер., имеющие схожее объемно-планировочное решение и декоративные элементы, они в результате сформировали единый арх. и градостроительный комплекс, дополненный садом в центре усадьбы, мавританской беседкой, фонтаном, парковыми аллеями и беседками. Комплекс был уникальным во время создания и, несмотря на утраты, остается таковым. Интерьеры дворца отличались особой роскошью. Двери комнат декорированы накладными резными элементами из ценных пород дерева; паркетный пол выполнен из даурского красного дерева; парадную лестницу украшал огромный витраж «Архангел Михаил, поражающий дьявола», изготовленный в 1857 в мюнхенской мастерской. Венецианские зеркала музыкального зала Бутин купил на Всемирной выставке в Париже (1878), в Нерчинск вез по морю через Николаевск-на-Амуре, затем на специально построенной барже по Амуру и Шилке. Одно из зеркал площадью 16 м2 считалось тогда самым большим в мире. В 1886 город посетил амер. Журналист Дж. Кеннан. Он восхищался тем, что в вост.-сиб. глуши, почти в 5 тыс. миль от Петербурга, можно посетить роскошную резиденцию с наборным паркетом из дерева ценных пород, шелковыми занавесями, гобеленами тонкой работы, витражами, великолепными канделябрами, мягкими вост. коврами, мебелью, обитой атласом, старинными картинами фламандских мастеров, статуями из мрамора, семейными портретами, написанными искусной кистью К. Е. Маковского, и огромной оранжереей с пальмами, лимонными деревьями и редкими тропическими орхидеями.

За 3 года до смерти, в 1904, М. Д. Бутин завещал дворец городу для размещения учеб. заведения. До революции здесь располагались уч-ще, в сов. время – Дом офицеров, библиотека, Дворец пионеров, кинотеатр, музей, различные адм. службы. В результате пожаров (1982, 1993) здание дворца значительно пострадало. Выгорела ср. 1-этажная часть – там, где размещался кинотеатр, пострадали перекрытие и лепнина в 3-этажной части. За все время эксплуатации здания проводились только косметические ремонты и окраска фасадов. Наиболее полно ист. интерьеры сохранились в зап. (бывш. библиотека) и вост. частях дворца. Уцелело 6 зеркал, в т. ч. и самое большое. Сохранился декор музыкального зала: скульптурно-декоративная группа «Муза», настенные барельефы с портретами Глинки, Моцарта, Баха, Мендельсона, центр. лепная розетка, бронзовая золоченая люстра (высота 2 м, диаметр нижней части 2 м) с украшениями в виде листьев и драконов.

В ЦСИКН сохранились планы дворца, выполненные Мищенковым, как первая попытка анализа композиции здания, паспорт на памятник истории и культуры, составленный Н. П. Крадиным в 1980, включающий схематические планы, фотографии, ист. и арх. описание. В 1982 ин-том «Читагражданпроект» были выполнены арх. обмеры здания. В 1995 по заказу ЦСИКН Нерчинского р-на (рук. Л. Б. Бянкин) ТАПМ «Читаархпроект» (гл. архитектор проекта О. В. Пищикова) выполнены арх. обмеры и проведено инженерное обследование самой ценной 3-этажной части дворца. Удалось зафиксировать арх. облик фасадов, сохранившиеся элементы интерьеров. Выполненные вручную чертежи составили исходную базу изучения и реставрации объекта. Предполагалось, что за проектными работами последуют мероприятия по сохранению здания. Но ввиду аварийности в 1997 здание опустело. Реально оценивая сложившуюся ситуацию как угрожающую, специалисты ЦСИКН Нерчинского р-на (рук. С. Ю. Литвинцев) в течение 5 лет проводили во дворце противоаварийные консервационные работы. Была закрыта крыша, восстановлена система теплоснабжения, оконные проемы и зеркала закрыли щитами. Более серьезные и сложные работы требовали значительных финансовых вложений. Вопрос долевого финансирования с участием федерального, обл. и местного бюджетов решился в 2002. Тогда же началась разработка проекта реконструкции и реставрации всего здания дворца, продолжавшаяся в 2003. Заказчиком определено ГУ «Медстрой» (рук. Г. А. Ефимчук), исполнителем стало ЗАОр «НП Читагражданпроект» (рук. В. А. Кузьмин), ген. подрядчиком выступило ООО «СМК» (рук. С. А. Кондюшов). В кон. 2002 принято решение о восстановлении 3-этажной части дворца под музей, что позволило приступить к восстановлению ист. интерьеров. В фондах ЗККМ и НКМ сохранились открытки и фотографии, позволяющие узнать об этапах стр-ва, обстановке и оформлении интерьеров, о людях, живших и работавших во дворце. По фотографиям восстанавливались утраченные элементы: веранды гл. и боковых фасадов с характерной расстекловкой, рисунок парапетных решеток, оформление интерьеров, музейные экспозиции. Изучение объекта продолжалось и во время проведения работ. Прочность стен определялась новейшими приборами. При вскрытии полов обнаружена система отопления, устроенная в перекрытии. В небольшом зале с 2 печами одна оказалась декоративной конструкцией, выполненной для симметрии с действующей печью. Для обследования состояния перекрытия были вскрыты полы под большим зеркалом. Демонтировать его не представлялось возможным, и конструкции пола под ним укреплялись изнутри. Деревянные перекрытия в 3-этажной части, представляющие редкую конструкцию фермы, были признаны сохранившимися. Заменялись только сгнившие участки в местах примыкания к стенам. Стены, пережившие несколько пожаров, имели разрушенные участки, треснувшие перемычки проемов требовали усиления и были обрамлены металлическими полосами и стяжками. Инженерные сети должны были в минимальной степени нарушать эстетическую и конструктивную целостность здания, поэтому в экспозиционных залах система теплоснабжения спрятана под пол, а напольные отопительные приборы устроены компактно. Не менее сложной была работа по восстановлению ист. элементов интерьеров, выполнявшаяся специалистами ЧОКМ и ЦСИКН Нерчинского р-на. Восстановление бронзовой люстры в музыкальном зале проходило поэтапно. Вначале ее разобрали на фрагменты, затем тщательно очистили и вновь собрали, подвели электропроводку, стараясь максимально скрыть ее от глаз, установили галогеновые лампочки, и люстра вернулась на первоначальное место. Выполнялись арх. обмеры всех сохранившихся лепных элементов, по к-рым воссоздавались утраченные розетки и тяги для создания единого стиля здания. Главная центр. розетка зеркального зала была тщательно расчищена, все тончайшие элементы закреплены, утраченные – восстановлены. В музыкальный зал после очистки и окраски вернулись барельефы с именами композиторов и нотным станом. Первоначальные дверные полотна были выполнены из шпона, но в процессе использования получили многочисленные повреждения, их удалось восстановить только на 1-м этаже. Поврежденные места были закрыты подобранными кусочками шпона, а поверхность зачищена и покрыта лаком. Двери также являются элементом музейной экспозиции. Взамен утраченных зеркал установлены новые, привезенные из Читы. В вестибюле обрамления входов также представляют интерес. На время проведения работ сохранилось только одно, к-рое было очищено и окрашено. Второе выполнено в точном соответствии с ист., отличается лишь небольшими деталями в верхней части. Отделочные работы фасадов выполнялись по проектным материалам с сохранением первоначального облика всех арх. элементов. Обрамления оконных проемов, профилированные пояса, бриллиантовый руст, лопатки, ниши, парапетные столбики – вот краткий перечень реставрированных деталей. Восстановлены веранда в дворовой части, фрагмент металлического ограждения. В честь 350-летнего юбилея города 6.9.2003 дворец вновь распахнул парадные двери. В нем проходили торжественные юбилейные мероприятия, разместились экспонаты первого музея Заб. Открылся зеркальный зал. В 2004 реставрационные работы продолжены: восстановлены разрушенные участки стен, смонтировано перекрытие ср. части дворца. В 2006 на свое первоначальное место вернулся из Воскресенского собора витраж – подарок короля Людвига II Баварского. Установленный в оконном проеме вестибюля 2-го этажа, витраж органично вписывается в окружающую обстановку.

В 2013–14 продолжены работы по реставрации одноэтажной части здания дворца. Реставрация 2015 стала важным этапом в жизни дворца Бутина – впервые за всю историю здания в 1-м и 2-м блоке усилен фундамент, полностью заменены стропила и кровля, отремонтированы стены фасада и внутренних помещений, оконные рамы и двери, восстановлены паркетные полы, обновлены внутренние инженерные системы и устройство наружных сетей отопления, установлены пожарная и охранная сигнализации. Ремонтно-реставрационные работы осуществлены в рамках Федеральной целевой программы «Культура России (2012–2018 гг.)». Они проводились согласно научно-проектной документации «Дворец М. Д. Бутина (реставрация – реконструкция)», разработанной ЗАОр «НП Читагражданпроект». Работы велись ООО «РСК “Колокола”« (Москва), ООО «Студия Дизайн Вудекс Паркет» (Москва), ООО «СК Феликс» (г. Чита), ООО «СМК» (г. Нерчинск) и др. 4 нояб. 2015 состоялось торжественное открытие реконструированных площадей (ок. 1,5 тыс. м2). Планируются дальнейшие реставрационные работы в третьем (парадном) блоке дворца: ремонт фасадов, кровли и потолочных перекрытий, окраска залов в ист. цвет, нанесение позолоты на рамы зеркал и др. интерьерные украшения музыкального зала, укладка паркета. В рамках Федеральной целевой программы «Культура России (2012–2018 гг.)» ООО «АРХИТЕКТПОДРЯД» (Москва) разрабатывается проектная документация по объектам культурного наследия: «Усадьба Бутина. Складские корпуса», ул. Погодаева, 60; «Усадьба Бутина. Каретный ряд», ул. Советская, 83; «Усадьба Бутина. Водонапорная башня с оранжереей», ул. Достовалова, 7.

Ист.: Архив НКМ; Архив ЦСИКН.

Лит.: Крадин Н. П. Нерчинск // Памятники Отечества. – 1984. – № 1 (9); Он же. Памятники арх. Нерчинска 17–19 вв. // Арх. наследство. Город и его застройка. – 1985. – № 33.

Источник: Малая энциклопедия Забайкалья: Архитектура и строительство. – Новосибирск, 2016.

Иллюстрации:

 
Написать письмо в редколлегию Написать письмо в редколлегию
Купить энциклопедию Купить энциклопедию
Книжная полка Книжная полка
Дизайн сайта Илья Калягин
Верстка сайта Vesna
Новости Забайкальского края